Home / Culture / Павел Хомский — жизнь, отданная Театру

Павел Хомский — жизнь, отданная Театру

В Москве отметили столетие выдающегося театрального режиссёра

100-летие со дня рождения Павла Хомского, легендарного режиссёра и художественного руководителя Театра Моссовета, стало поистине знаменательным событием в культурной жизни Москвы. Более сорока лет Павел Осипович посвятил этому театру, заложив фундамент для его нынешнего процветания и оставив после себя не просто постановки, а настоящие театральные легенды. Юбилейные торжества, прошедшие в стенах родного театра, стали трогательным свидетельством памяти и глубокого уважения к великому мастеру. Павел Осипович поставил на театральной сцене более 140 спектаклей. Наследие Павла Хомского выходит далеко за пределы Театра Моссовета. Его постановки по произведениям Чехова, Шекспира, и многие другие — являются классикой отечественного театра, сформировавшей любовь к театру нескольких поколений зрителей, и заняли важное место в истории современного российского театра. Одной из ключевых его постановок считается созданная им в 1990 году рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда».

Народный артист РСФСР Павел Осипович Хомский родился 30 марта 1925 года в Москве в семье юристов — юрисконсульта в наркомате лесной и бумажной промышленности Осипа Павловича Хомского и народного судьи Берты Исидоровны Хомской (урождённой Певзнер). Брат кинорежиссёра Исидора Хомского. Поступил на актёрский факультет в ЛГИТМиК, но не закончил обучения и в 1943 году со второго курса института ушёл в армию. Сначала попал в военное училище, а потом в армейский театр, в котором прослужил почти два года. В 1945 году поступил в студию при Оперно-драматическом театре имени К. С. Станиславского. В 1947 году окончил студию, став режиссёром драмы. Начиная с 1948 года в качестве актёра и режиссёра служил в Рижском театре русской драмы. В 1951 году стал режиссёром Рижского ТЮЗа, в 1956 году был назначен главным режиссёром театра. Одновременно с 1953 по 1958 год учился на театроведческом факультете ГИТИСа. С 1959 года работал в Русском театре в Риге; в 1961-1965 годах был главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола; в 1965 году получил новое назначение — в Московский театр юного зрителя, который возглавлял до 1973 года, заставив Москву говорить о ТЮЗе. Хомский поставил в театре 16 спектаклей, одним из самых знаменитых стал «Мой брат играет на кларнете» по пьесе Анатолия Алексина; в 1971 году вместе с братом, кинорежиссёром Исидором Хомским, он снял по этой пьесе фильм «Сестра музыканта», который получил приз за режиссуру на кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия). С 1969 года преподавал в ГИТИСе (РИТИ), был художественным руководителем актёрских курсов, руководил стажировкой режиссёров при Театре им. Моссовета и в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ). В 1973 году он был приглашён в качестве режиссёра в Театр им. Моссовета; в 1985 году стал его главным режиссёром, а в 2000 году — художественным руководителем. Его режиссёрский почерк, отличающийся глубоким психологизмом, тонкой лиричностью и яркой сценической выразительностью, по праву считается одним из самых значимых явлений в истории русского театра.

Открытие мемориального Кабинета и памятный вечер — это важная веха в сохранении памяти о великом мастере, а также подчеркивание непреходящей ценности его творческого наследия для современного театрального искусства. И в этом лежит не только память о прошлом, но и вдохновение для будущего. Это был действительно выдающийся человек огромного таланта и открытой души. Но при этом никогда не болел «звёздной болезнью».

Страстный книгочей, он любил пошутить, любил собак, любил бесконечно безбрежный мир театра, любил саму жизнь.

Очень неконфликтный, он учил актеров заботиться друг о друге, о театре. Он делал всё удивительно интеллигентно. Он называл Москву самым любимым городом на земле. А Малую Бронную, где он родился, — своей улицей. Он никогда не кричал на актеров, не швырялся стульями, не давал волю эмоциям.

Ученики маэстро, которые учились у него театральному искусству, и артисты старшего поколения Театра Моссовета поделились воспоминаниями о Павле Осиповиче, своими впечатлениями о совместной работе и вообще о том, каким был этот выдающийся человек. Отметим, что многие ученики Павла Хомского стали звёздами в буквальном понимании. Их имена сегодня знает вся страна, а спектакли и фильмы с их участием зритель любит и ценит. Среди них — Ольга Остроумова, Ольга Кабо, Евгения Крюкова, Александр Яцко, Ирина Климова, Валерий Ярёменко, Мария Кнушевицкая, Станислав Бондаренко, Анна Михайловская и многие другие.

Он искренне сопереживал ученикам, стремился взрастить и укрепить в них талант актёра. Хомский вообще считал и воплощал эту идею в жизнь: «главный на сцене — это актёр». Преподавая, Павел Осипович при этом не брал на себя миссию «великого учителя», да и вообще не старался учить как жить.

Заслуженная артистка России Ирина Климова отмечает, что для многих, кто соприкасался с Хомским, Павел Осипович стал словно родным.

Центральным событием этого дня памяти театрального маэстро стало торжественное открытие мемориального кабинета Павла Хомского. В атмосфере глубокой сцены и сдержанного торжества, среди ценных фотографий, режиссёрских эскизов, рукописей и личных вещей маэстро, собралась вся труппа Театра Моссовета. Этот Кабинет — это не просто музейная экспозиция, а живой уголок памяти, где будущие поколения актёров смогут прикоснуться к наследию Хомского, почувствовать его энергию и вдохновение. Среди экспонатов — режиссёрские подсказки к спектаклям, письма от знаменитых актеров, с которыми он работал, и даже личные предметы, рассказывающие о его жизни вне театра.

Вечером того же дня состоялся памятный спектакль «Я счастливый человек…», поставленный мастером режиссуры Мариной Брусникиной. Выбор названия неслучаен: он отражает оптимизм и неиссякаемую любовь к жизни и театру, характерные для Павла Хомского. Спектакль, скорее всего, представлял собой своеобразную мозаику из воспоминаний, фрагментов спектаклей, письменных и устных свидетельств, создающих живой портрет режиссёра. В постановке звучали любимые музыкальные фрагменты Хомского, отражающие его многогранный внутренний мир.

Несомненно, этот вечер стал глубоко эмоциональным событием, собравшим родных, друзей, коллег и поклонников таланта Павла Осиповича.

Источник

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply