
тестовый баннер под заглавное изображение
Объективности ради нужно отметить, что музыка, подразумевающая еще и игру на инструментах, а не просто извлечение звуков из высокотехнологичных коробочек, пока не стала уделом исключительно ретро-артистов. Записи Сергея Сироткина и его группы, свежие альбомы Beautiful Boys и «Дайте Танк(!)» — весьма яркие свидетельства того, что инди в разных проявлениях по-прежнему вызывает интерес и может быть заметным даже во всепоглощающей волне кальянного рэпа. Но если все вышеперечисленные и некоторые другие схожие по профилю музыканты все-таки стараются придумывать лаконично изложенные песни, у которых будут шансы на стримингах и в радиоэфирах, то участники «Мегаполиса», особенно в последнее время, ставят себе более глобальные цели.
«Может быть, это нескромно, но мы штука деликатесная», — заметил как-то Олег Нестеров в интервью «ЗД». И пересматривать свой статус музыканты явно не собираются. Вообще все происходящее с «Мегаполисом» в этом веке можно назвать удивительным приключением в HI FI. В 2010 году после четырнадцатилетней паузы в выпуске альбомов группа возвратилась с «Супертанго», в котором вроде бы узнаваемый звук «Мегаполиса» был словно посыпан волшебством. Новые песни не метили в большие хиты, но наполняли пространство особой атмосферой, в которой грусть, отчаяние и оптимизм танцевали то самое супертанго.
Как рассказывают сами артисты, в новом веке они в изрядной степени изменили метод создания музыки, практикуя импровизационные студийные сессии, в ходе которых, по словам Олега Нестерова, есть шанс наловить «крупных рыб», способных стать песнями. Подобный метод студийной работы обрастал еще и концепциями. В альбоме «Из Жизни Планет» (2014) группа создавала саундтреки к неснятым советским фильмам шестидесятых и семидесятых, в «Ноябре» совершала погружение в не самую растиражированную русскую поэзию двадцатого века.
Концертные воплощения релизов больше напоминали театральные постановки и проходили, как правило, в театрах и даже церквях. Все это было не очень понятно для массовой публики, но весьма увлекательно, отдельно интриговало, что у Нестерова и Ко не иссякает фантазия. У музыкантов всегда получались своего рода фокусы. Еще в девяностых они могли соединить поэзию Иосифа Бродского, вокал Льва Лещенко и сделать из этих не самых рок-н-ролльных составляющих нечто весьма неформальное. Сейчас степень шаманства Нестерова и Ко выросла кратно.
По словам фронтмена коллектива, первые сессии для альбома «С Прочностью Нитки» состоялись еще в 2021 году. То есть для того, чтобы в ощущении музыкантов все встало на свои места, понадобилось четыре года. И за это время изменилась не только мода, но и взгляды на то, какая музыка сейчас нужна местной публике и нужна ли она вообще. Впрочем, шаманы, настоящие, не ряженые, даже если они в курсе новостей, никогда не выглядят вовлеченными в сиюминутную возню.
«Желания публики? Этим точно не нужно морочиться», — сказал Нестеров в беседе с «ЗД» после выхода «Ноября» и добавил, что группа владеет методами, которые позволяют получать завораживающий для публики результат. Без лишних стеснений, но по существу. Если же попытаться найти в подобном шаманстве четкие музыкальные ориентиры, то любители разложить все по полочкам могут столкнуться с чем-то одновременно простым и замысловатым.
В «Ноябре» за привычный для многих звук «Мегаполиса» отвечал лишь один трек под названием «Форель Разбивает Лед». В остальном ощущалось явное намерение создавать популярную музыку для тех, кто не боится академической. Звучание новейшего альбома «С Прочностью Нитки» можно отнести к построку и даже провести аналогию со свежим альбомом британских легенд The Cure — территория для традиционного «Мегаполиса» в целом знакомая и почти родная. Однако в более-менее понятной песенной форме на релизе выдержан тоже лишь один трек — «Васильковое прошлое». Остальное напоминает четко осознанную, но все-таки импровизацию.
Треки могут звучать больше семи минут или не дотягивать до двух. Могут напоминать быстрый набросок или превращаться в фундаментальное, как это происходит в «Возвращайся», где поет Антон Беляев из Therr Maitz. Слова могут иметь значение, а могут звучать лишь как инструменты в общей звуковой картине. Это, безусловно, рукотворная музыка, но придуманная и записанная безо всякого желания попадать в форматы. Участники группы явно больше хотели попасть в другой мир, вход в который, впрочем, может оказаться в любимом кафе. И подобный эскапизм сейчас довольно остро востребован для многих.
Будем надеяться, что не все потенциальные потребители таких альбомов разбежались в прямом смысле и их хватит, чтобы заполнять залы с винтажными люстрами, где так любят выступать участники «Мегаполиса». Нужна же нам хотя бы одна группа не от мира сего.