
Anna Asti
тестовый баннер под заглавное изображение
Стоит оговориться, что означенная поэтическая «печаль» — не упрек организаторам, которые, безусловно, вылезли из кожи вон, чтобы устроить красочную гулянку в новом зале, напичканном современной машинерией и технологичными приблудами, а скорее — этакий маркер времени. Бодрый припев известной песни про «изменчивый мир» остался для многих лишь абстрактной фигурой речи, а реалии окунули в совершенно обратную парадигму.
Как бы там ни было, но главной персоной, которой можно символизировать описанный водораздел, остается артист, прежде известный как «поп-король». Да, да — Филипп Киркоров. Обычно ведь как было: любая церемония превращалась в бенефис форменного Фигаро — он тут, он там. Казалось, что и в этот раз все шло по накатанному. Фигаро-Киркоров явился на красную дорожку в ослепительно расписном, как всегда, кутюре, прижимая к груди вместо сумочки сверток с тряпичным подсолнухом. На любые попытки кого бы то ни было отметить необычный аксессуар даже легкой иронией миндальные очи Филиппа сверкали уничижительной искрой, а уста извергали отповедь, в которой упоминался модный заграничный дом и цена аксессуара, которая росла в геометрической прогрессии. Сперва это было: «Все, что у вас на красной дорожке», а потом, уже со сцены: «Это стоит столько, сколько вся ваша церемония». В общем, брокеры всех бирж мира поняли одно: надо вкладываться в тряпичные подсолнухи модного дома — стократный как минимум рост меньше чем за час. Не ваза из хохломы, которой Фил пел оду на камеру, патриотично оплевывая «всяких дольче-шмольче», но ее он на церемонию не притащил, а только фирмышный подсолнух.
Подозрение, что все пойдет как прежде, укрепилось и первой же номинацией «Лучший кавер», которая буквально повторила фишку годичной давности. Если тогда «одинаковое количество голосов» набралось в номинации «Лучшая коллаборация», и тарелки победителей разделили между собой дуэт Киркорова с Люсей Чеботиной «Королева» и «Винтаж» с целой группой рэперов-модников в ремейке «Плохая Девочка», то теперь «одинаковое», как в лучшей соцаптеке города, количество голосов набралось за лучший кавер. То есть «лучших» стало два: «Фиолетовая Вата» Киркорова и «Земля» от «Три Дня Дождя» и Тоси Чайкиной. Бывает же! Перст судьбы, не иначе…
И все уже приготовились лицезреть Филиппа весь вечер на манеже — вручающего, выступающего, говорящего, поющего. Но ничего не произошло. Филипп на сцене больше не появился. Ни разу. Как небеса не рухнули на землю, осталось большой загадкой. Артист, видимо, уехал долечивать недавнюю концертную травму, да и было видно, что ему не очень по себе. И хотя причина понятная и уважительная, но явила собой будто бы зловещий символ накативших безжалостным катком времени перемен. Не в чертовой ли дюжине номинаций дело? Их было 13. Вот и не верь после этого в приметы…
Более того, блогер-бизнесмен Дава, из-за «свадебного» дефиле с которым в 2021 году всю поляну чуть не повязала полиция нравов, женился на Мари Краймбрери и даже глазом не повел в сторону былого «зазнобы». Был полностью погружен в съемки видосов возлюбленной Мари, которая умудрилась родить буквально накануне церемонии, и молодая пара, оторвав бедное новорожденное дите от материнской груди, примчалась забирать «тарелки», которых артистке накидали аж две: за «Лучшее видео» с Димой Биланом (It’s My Life) и, что, несомненно, круче и важнее, — как «Лучшей исполнительнице». Дите же где-то рыдало без родительской ласки, но это же шоу-бизнес. Се ля ви…

Лера Кудрявцева и Николай Басков
Так вот поменялись времена и тренды. Дава с Мари, а Филипп уныло семенил под ручку со «светской львицей» Викторией Шеляговой, снявшейся в его клипе «Черная Пантера». От дефиле веяло отнюдь не искрометностью, а плохо скрываемой натужностью. В принципе, под ручку можно было бы прихватить или Олега Майами, или Вольфганга Черни из той же «Пантеры», но, упс, опять приходится напоминать: тренды уже не те. Вот и брели они. Уныло и печально. Как чужие…
И, конечно, Ольга Бузова, точнее ее полное отсутствие, стала еще одним провозвестником драматических пертурбаций, граничащих с апокалипсисом, потому как прежде она — то в ракушке дивой дивной, то на коне удалой миледи, то в карете императрицей, а тут — ни привета, ни ответа. Как понимать? Все пропало? Святыни исчезают?
* * *
Всякие блогеры-шмлогеры (если передразнивать киркоровские «дольче-шмольче») ворчали, конечно, что «мир Муз-ТВ» не вместил одних и других, а мейнстримовая субкультура-де потеряла всякую связь с «подлинной» музыкальной реальностью и т.д. и т.п. Ну да, про Sigma Boy не вспомнили (их, собственно, и в ротациях у них не было), The Hatters и Nkeeei, оставшись без «тарелок», что-то фыркнули, но не забыли зато про Ay Yola. Более того, с ней даже Дима Билан спел на башкирском, расширив свой языковой диапазон, и был к тому же возведен в легенды.
Главный смысл церемонии был связан, как представляется, как раз не столько с текущей повесткой, которую платьем в пол тоскливого траурного тона («Хороним кого-то?» — хотелось спросить) воплощала Татьяна Куртукова со своей «Матушкой», сколько с заголовком мероприятия — «Легенда», который апеллировал к юбилейной цифре 20. И помимо тринадцати «текущих» номинаций устроители напридумывали, под стать событию-легенде, еще десять «легендарных».
«Легендами» назвали всех, кто попался под руку. Диму Билана — конечно, есть за что: все-таки первый, единственный и, видимо, последний победитель «Евровидения» от России. Яну Рудковскую — за то, что стойко встала рядом с Биланом после смерти продюсера Юрия Айзеншписа, потом нашла Евгения Плющенко и выстроила еще ту империю успеха. Николая Баскова — за вклад (угадайте — куда?)… «в развитие российской музыки». Вадима Самойлова — как «легенду рока» (за «Агату Кристи») и «Зверей» — как «легендарную рок-группу». «Иванушек» — просто как «легендарную группу». «Дискотеку Аварию» — как «легенду шоу-бизнеса». Не запутаться бы теперь в том, кто в чем легенда.
Говорят, очень рвалась в «легенды» группа Reflex в связи со своим 25-летием, но не прорвалась — то ли из-за «Иванушек», то ли из-за «Дискотеки Аварии». Но как тут рассудить? Все хороши. Видимо, легенд наплодилось больше, чем номинаций. Теперь, стало быть, до следующего раза.
Вопрос в том, что брать за точку отсчета, после которой просто популярность, известность и пусть даже неординарность превращаются легким движением руки в «легендарность», как те штаны — в шорты из «Бриллиантовой руки». «Агата Кристи» из эпохи 90-х — вроде бы и легенды. Если не помнить, что русский рок возник все-таки в начале 70-х. Если уж по случаю юбилея вспоминать и называть «легенд», то хотелось бы какой-то понятной и четко артикулированной матрицы. Как регламент «Евровидения», скажем…
Очень смешно вышло с «легендарной исполнительницей». «Маркони, ты будешь объявлять», — приказным тоном объявила соведущему Яна Чурикова. Владимир Маркони запаниковал: «А мне за это ничего не будет?». Изящно пошутили, ничего не скажешь — фига торчала из кармана выразительной и объемной дулей. Но как же после этого было жалко смотреть на Лолиту, которая и стала «легендарной исполнительницей». Она даже и сказать-то толком ничего не смогла, не вспоминала, как прежде, великих певиц, наставниц, учителей, не падала на колени, пробивая челом пол сцены. Грустное было зрелище…
Ведущий Маркони, сам, видимо, пережив нешуточный стресс, забубнился так, что, шутя с Лерой Кудрявцевой, еще одной ведущей, тоже легендарной (тут без шуток!), обозвал Кадышеву, которая Надежда Никитична, Надеждой Георгиевной. А Георгиевна — это Бабкина. А тут еще Куртукова глаз мозолит… Конечно, хрен редьки не слаще, и, слава богу, хотя бы Лазарева не перепутали с Биланом. Хотя могли. Потому что ведущие — их было целых пять, и они постоянно путались друг у друга под ногами — часто сами не понимали, что они делают на сцене, особенно Миа Бойко, а еще больше этого не понимали зрители.
Вручант от одной крупной медиаплатформы, чествуя их выдвиженца Toxi$ (кстати, ворчащим блогерам-шмлогерам на заметку!), в порыве уж неведомо какого эмоционального катарсиса воскликнул про «лучшую в МИРЕ музыкальную церемонию». Всякие грэмми-шремми в этот момент, конечно, съежились от звонкой пощечины и неслыханного унижения. Ведущие же раздулись от гордости. Осталось неясным: а видели ли они, эти ведущие, как и что делают их коллеги на уже не самых лучших в мире музыкальных церемониях?
Учитывая, как легко и с энтузиазмом на здешних музполянах копируются заграничные тренды (тот же поп-король погорел ведь на бутафорском микрофоне с пиротехникой, который слямзил у финки Эрики Викман с последнего «Евровидения»), было бы, наверное, неплохо скопировать хотя бы раз лаконичность ведущих других церемоний «в мире», которые пусть теперь и не лучшие, но там умеют не мозолить глаза, не словоблудить, быть лаконичными, оставаясь при этом по-настоящему смешными, умными, уместными и, главное, содержательными.
А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо. Праздник удался…