
Фото: Дмитрий Азаров
тестовый баннер под заглавное изображение
В труппе тогда был цвет актрис: Фаина Раневская, Серафима Бирман, Вера Марецкая, Любовь Орлова. Понятно, что было ей несладко. Свое место под солнцем надо было завоевать, и она завоевывала. Переиграла весь мировой репертуар. Свои последние роли — Мурзавецкую в «Волках и овцах» и Графиню в «Пиковой даме» — тоже сыграла на этой сцене. Милости от природы не ждала, сама инициировала эти спектакли, нашла режиссера Игоря Яцко и все, о чем мечтала, осуществила. На сайте Театра им. Моссовета еще объявлена «Пиковая дама», намеченная на август.
Ей уже было трудно выходить на сцену, поэтому мизансцены выстраивались так, чтобы она поменьше вставала. На юбилейном вечере по случаю своего 90-летия Талызина выехала в каталке, но немощной и старой не казалась. Лицо у нее было гладкое, молодое.
Прощание с актрисой состоится в Театре им. Моссовета, а похоронят ее на Ваганьковском кладбище, где покоится ее мама, смерть которой она тяжело перенесла и каждый день ездила ее навещать. Предчувствуя свой уход, подготовилась, заказала могильную плиту.
Актерством Талызина заболела в детстве. Смотрела фильмы, восхищалась актрисами, смастерила какой-то бумажный театр. Однако поступила сначала в Омский сельхозинститут, участвовала в самодеятельности. Только потом поехала в Москву.
За многие годы в Театре им. Моссовета Талызина сыграла около сорока ролей, работала в антрепризе, «Школе современной пьесы», совершала вылазки на новые территории. Чего-то все время искала, хотела большего, чем имела. В кино была востребована гораздо больше, хотя в основном в небольших ролях, зато емких и ярких. В ее фильмографии порядка 100 ролей.
Первое, что вспоминается, это «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Зигзаг удачи» Эльдара Рязанова, «Афоня» Георгия Данелии, «Вас вызывает Таймыр» и «Большая перемена» Алексея Коренева, «Гостья из будущего» Павла Арсенова, «Агония» Элема Климова. Талызина озвучивала маму Дяди Федора в мультсериале «Простоквашино». Голос у нее был особенный. По нему ее мгновенно узнавали и еще долго будут узнавать.
«Я у Рязанова снялась в семи фильмах и однажды отказалась от роли. Не хотела больше играть хабалок. А когда он мне позвонил еще раз и сказал: «Валь, тут такая роль…», — я тут же согласилась, не дав ему закончить фразу. Это были «Старые клячи». Главную роль не предложил, дал эпизод», — вспоминала она Рязанова в одном из наших интервью.
Рязанова она уважала за то, что любил артистов, был нежным и чувствительным, ценил актерскую импровизацию. Она гордилась тем, что по «Иронии судьбы» иностранцы учат русский язык. Вспоминала, как пришел Рязанов к ней на концерт, проходивший в его клубе «Эльдар», и выкрикнул из зала: «Валя, я люблю тебя! Я тебя обожаю!». А она ему в ответ: «Это я вас обожаю!». Это ее слова. Кто-то теперь вспоминает, как где-то в других интервью Талызина что-то неприятное сказала в его адрес. В нашем разговоре о Рязанове она отзывалась только в превосходных степенях. Хотя с обидой заметила: «Я не была его любимой артисткой. Он больше любил Фрейндлих, Гурченко и Ахеджакову».
Еще у нее была какая-то магическая связь с Романом Виктюком. Они были знакомы со студенческих лет, учились в одно время в ГИТИСе. Виктюка обожали все актрисы. Он умел их заворожить опять же своей любовью. Многие помнят, как во время репетиций он выкрикивал из зала: «Играйте так, чтобы все мужчины в партере возжелали вас!». И Талызиной наверняка так говорил, хотя играла она у него совсем не про это.
Валентина Талызина не раз рассказывала, что была влюблена в юности в этого худенького мальчика из Львова. Затем он поставил в Театре им. Моссовета «Вечерний свет» и «Царскую охоту», где она играла. Вместе они работали на знаменитом его спектакле «Уроки музыки» и не только. А позднее рассорились, кажется, из-за незаконченного спектакля. И скорее это ее душили обиды, не Виктюка; но он был великодушным.
С Валентиной Талызиной не раз доводилось бывать на кинофестивале «Амурская осень», который она особенно любила. К его появлению имела самое непосредственное отношение — свела в нужный час людей, которые все и организовали. А Талызина потом как царица приезжала в Благовещенск, а дальше отправлялась в Китай.
В 2019-м мы вместе с ней поехали в Хэйхэ, откуда она отправилась дальше к своему китайскому доктору, занимающемуся иглоукалыванием. Она подробно рассказывала, как он ее восстанавливает. Тогда уже Талызина неважно себя чувствовала, но ехала к нему с большой надеждой.
Она жила как играла, устраивала мини-спектакли постоянно: по телефону, на собрании коллег… Не забыть, как лет 15 назад во время инструктажа перед выездом кинематографистов из Благовещенска в Китай она вышла к микрофону и предостерегла неофитов: «Никогда не спускайтесь в подземный переход в Харбине, если хотите вернуться на родину». Впечатлительные коллеги слушали ее с трепетом, ничего не могли понять. А она говорила так убедительно и темпераментно, что многие всерьез испугались. А сводилась ее речь к тому, что можно было в этом переходе среди бесконечных лотков потеряться и оказаться совсем у другого выхода. При этом она сама и ее коллеги, народные и заслуженные, скупали в Китае товар, начиная с мелочей в подземных переходах, заканчивая шубами.
Талызину многие побаивались, считали недоброй, непредсказуемой. Ничего такого не довелось с ее стороны почувствовать, но наговорила она про коллег много всего, а кто-то из журналистов намеренно ее распалял, вытягивая наружу всякую всячину. Такое ощущение, что сама она не могла управлять своими эмоциями.
Барбару Брыльску, чья героиня Надя Шевелева говорит в «Иронии судьбы» голосом Талызиной, она навсегда обидела и настроила против себя. Досталось Пугачевой и Ахеджаковой. Обросло легендами предложение Талызиной отправить героиню Ахеджаковой в продолжении все той же «Иронии судьбы» на жительство в Израиль.
На своих близких и родных она тоже обижалась, предъявляла публичные претензии дочери-актрисе, зятю. Внучка Валентины Талызиной, Анастасия Талызина, пошла по стопам знаменитой бабушки и мамы, стала актрисой. У нее совсем другая актерская и женская органика, ничего общего со старшей Талызиной. Ее карьера стремительно набирает обороты, ее ценят за внутренний свет, доверчивость и особенное свечение глаз.