
Кадр из фильма «Непокой» Леонида Шмелькова. Пресс-служба кинофестиваля
тестовый баннер под заглавное изображение
Леонид Шмельков – лауреат Берлинского и других российских и зарубежных фестивалей. Он снял фильмы «Мой личный лось», «Собачья площадка», «Очень одинокий петух», «Прыг-скок», «Лола живая картошка», «Огурцы». Теперь впервые представил полнометражную авторскую картину, созданную в своей узнаваемой стилистике.
Она сделана в технике ротоскопа, где покадрово прорисовывается заранее отснятый материал. Это кропотливая работа, популярная еще в советские годы и называемая «эклер». Аниматором-супервайзером стала ученица Леонида Шмелькова, молодой и самобытный режиссер Анастасия Лисовец, получившая год назад главную награду «Суздальфеста» за фильм «Ее электрический свет».
В «Непокое» звучит не только музыка, написанная самим режиссером, но и Сергея Курехина, добавляющая происходящему инфернальности. Реальный и выдуманный мир переплетаются. Иногда не понять, где грезы и коллективные галлюцинации, а где жизнь. Да и сами персонажи не всегда способны понять, где они находятся.
Главный герой Яша — кудрявый молодой человек с черными ногтями, похожий на самого режиссера. Разве что нос у него странный, как и у других персонажей этого мира грез. Яша с другом приезжает в весьма странный отель, из которого невозможно уехать. Расположен он в глуши. Хозяйка гостиницы – эксцентричная и мужеподобная дама. Постояльцы тоже специфические. Один из них — нечто среднее между тигром и человеком.
Даже завтраки там пугающие. Яша ест со своим другом каких-то белых червяков, а потом окажется, что хозяйка приготовила это странное блюдо для собаки. И так все, за что ни возьмись. Например, в бассейне нет воды, но Яша умудрится в нем поплавать.
И хочется покинуть этот отель, но все время что-то мешает. То ливень начнется, то спать охота. Если даже сесть в автомобиль, то он даст задний ход. Какие-то невидимые нити притягивают каждого к загадочному и уродливому месту и не отпускают. Ассоциаций может быть множество.
Фильм разделен на главы. У каждой — свой заголовок. Некоторые новеллы стилистически отличаются от остальных, но все они остроумны и неожиданны. Это какой-то сон разума, порождающий чудовищ. Часть зрителей воспринимает происходящее как фильм ужасов. Кто-то считывает аллегорию современного мира с его уродливыми гримасами. Почти для всех это мощная встряска и полная неожиданность.