
тестовый баннер под заглавное изображение
Что это была за история? И почему она важна для нас сегодня? Тем не менее, это, вроде бы, не слишком заметное в сводке происшествий 1913 года событие, стало судьбоносным для русской литературы XX века… Ведь именно из него как из зерна произросло одно из центральных в творчестве Анны Ахматовой произведение — «Поэма без героя». А кроме того — балетное либретто…
«Сегодня ночью я увидела (или услышала) во сне мою поэму как трагический балет. Это уже второй раз, первый раз так было в 1946 году», — отметила Анна Ахматова 7 июня 1958 года в своих записных книжках дату, начиная с которой она стала писать балетное либретто к своей «Поэме без героя». Работа над ней к тому времени шла почти 20 лет. А одной из сцен в этом либретто будет реальное, памятное для Ахматовой событие: после похорон Александра Блока она вместе с женой художника Сергея Судейкина — актрисой Ольгой Глебовой-Судейкиной — будет искать могилу гусара Всеволода Князева, застрелившегося за 8 лет до этого. Из-за трагической влюбленности в Судейкину он свёл счеты с жизнью. Ахматова так и напишет в либретто: «Стена кладбища. Голос Ольги: «Где-то здесь у стены могила Всеволода».
«Все, кто блистал в тринадцатом году – лишь призраки на петербургском льду»
Январский день. На берегу Невы Несётся ветер, разрушеньем вея.
Где Олечка Судейкина, увы! Ахматова, Паллада, Саломея?
Все, кто блистал в тринадцатом году –
лишь призраки на петербургском льду.
Вновь соловьи засвищут в тополях,
И на закате, в Павловске иль Царском,
Пройдёт другая дама в соболях,
другой влюблённый в ментике гусарском…
Но Всеволода Князева они
Не вспомнят в дорогой ему тени.
Ни Олечки Судейкиной не вспомнят, —
Ни черную ахматовскую шаль,
Ни с мебелью ампирной низких комнат —
Всего того, что нам смертельно жаль
— напишет в своем стихотворении Георгий Иванов много лет спустя в Париже, вспоминая памятное для литературного мира того времени событие, о котором мы помним и сегодня, ведь оно стало для той эпохи знаковым и о нем не только знали тогда в литературном мире все, но и вспоминали много десятилетий спустя.
Казалось бы, причем тут смерть какого-то молодого красавца. «корнета со стихами? Мало ли кто стихи пишет и стреляется на почве неразделенной любви… Но эта смерть потрясла тогда многих, поскольку была первой из последующих затем миллионов смертей «с гурьбой и гуртом» (О. Мандельштам), в самый канун мировой катастрофы — первой мировой войны и революции…
«Сколько гибелей шло к поэту — глупый мальчик он выбрал эту – первых он не стерпел обид… Он не знал на к каком пороге он стоит и какой дороги перед ним откроется вид…» — написано в «Поэме без героя» Ахматовой.
Действительно, это событие дало толчок, к рождению двух значительных в истории русской литературы произведений: поэтического цикла «Форель разбивает лед» Михаила Кузмина, и «Поэмы без героя» Анны Ахматовой. Оба произведения сейчас поставлены на театральной сцене, им посвящены международные конференции, но вот балета, сценарий к которому писала Ахматова в последние годы жизни так и не поставлено…
«Гусарский мальчик с простреленным виском»
Художник утонувший топочет каблучком,
За ним гусарский мальчик с простреленным виском
А вы и не рождались, о мистер Дориан,
Зачем же так свободно садитесь на диван
Так вспоминал Кузмин много лет спустя события тех ещё мирных, предвоенных годов в книге стихов «Форель разбивает лёд».
Незадолго до написания ему приснился сон. Звонок в дверь… В пришедших с ужасом узнает утонувшего ещё в 1912 году художника Сапунова. Проходят в квартиру, расспрашивают его о том, как живет…
А прочтя его книгу и позаимствовав оттуда не только одну из тем, но и даже размер, спустя более чем 10 лет, когда уже Кузмина давно не было на свете, в канун 1941 года, Ахматова начинает писать свою «Поэму»:
Так и знай, обвинят в плагиате…
Разве я других виноватей?
Впрочем, это мне всё равно.
Я согласна на неудачу
И смущенье своё не прячу…
У шкатулки ж тройное дно.
«Розовое, белокурое, золотистое дитя в гусарском мундире»