
Алексей Серебряков в фильме «Анора».
тестовый баннер под заглавное изображение
Лапид — обладатель «Золотого медведя» Берлинале, которого был удостоен за «Синонимы», яркую работу об идентичности израильтянина. Он не новичок и в Каннах. Его «Колено Ахеда» было отмечено призом жюри. До этого Лапид участвовал со своими работами в «Неделе критики» и студенческой программе «Синефондасьон».
И хотя Канны славятся смелостью в выборе картин, тут сработали тормоза. «Да», имевший полное право участвовать в основном конкурсе, оказался в «Двухнедельнике режиссеров», пусть и престижном. Многие кинематографисты отказались участвовать в этом проекте, в том числе и актеры.
Год назад «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах получила американская «Анора» Шона Бейкера — о сыне российского олигарха, который без разрешения женился на нью-йоркской танцовщице. Роль отца-миллиардера Николая Захарова сыграл Алексей Серебряков, появляющийся в последней части фильма буквально на несколько минут. На частном самолете он прилетает из Москвы в Америку, чтобы разрулить ситуацию своего непутевого отпрыска.
Кажется, что у Бейкера устаревший взгляд, ведь нынешние олигархи совсем иные. Серебряков до «Аноры» никак не ассоциировался с этим сортом людей, но актеру хватило считаных минут присутствия на экране, чтобы сделать образ убедительным.
Алексей Серебряков с 13 лет снимается в кино, дебютировав в «Вечном зове» Краснопольского и Ускова. Фильмография у него завидная: «Груз 200» Балабанова, «Левиафан» Звягинцева, «Бандитский Петербург» Бортко, «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Ханта. Он сыграл Плюшкина в мини-сериале «Мертвые души» Григория Константинопольского, поучаствовал в зарубежных проектах, в частности в шпионском триллере «Самая холодная игра» польского режиссера Лукаша Космицкого.
Можно было предположить, что Надав Лапид увидел Серебрякова в «Аноре». Но все оказалось не так. Они познакомились через общего друга, и Серебряков сыграл дьявола во плоти.
Израиль после 7 октября — это подчеркивается в аннотации фильма. День, после которого изменилось сознание многих людей по обе стороны баррикад. Фильм идет 150 минут, вернее, несется на бешеной скорости. Израиль выглядит как одна гигантская вечеринка, где богатые предаются разврату, словно ничего не происходит, и пушки молчат. Фоном идут звуки бомбежек, сводки новостей о происходящем в Газе. Это самый сумасшедший и громкий фильм (иногда хочется закрыть уши), какой себе только можно вообразить. Многих он наверняка обидит и выведет из себя.
Муж и жена средних лет зарабатывают тем, что развлекают состоятельных сограждан. Y, или Йод (Ариэль Бронз), — талантливый джазовый музыкант, а теперь еще и клоун-затейник. Ясмин — танцовщица и соавтор всех его безумных затей, готовая присоединиться к мужу даже во время любовных утех с пожилыми заказчиками. Развлекают они в основном пожилых дам и господ с воспаленным воображением и самыми вызывающими наклонностями. Одну возрастную «пациентку» пара ублажает, лаская ей уши. Секса зрители не увидят, все ограничится вылизыванием ушных раковин.

Ариэль Бронз в фильме «Да». Фото: Пресс-служба фестиваля
На одной из вечеринок голову Йода запихивают в вазы с соусами, и это кому-то кажется забавным. Задыхаясь, он продолжает на бешеной скорости веселить сборище монстров. Что-то есть в этой картине от «Великой красоты» Паоло Соррентино, во всяком случае, избыточность всего и вся, зашкаливающее уродство. Супруги зарабатывают, развлекая богатых, исполняя их прихоти, в надежде когда-нибудь переехать в Европу. Свободные минуты они проводят дома с маленьким сыном. Выглядят они устало и подавленно.
Алексей Серебряков впервые появляется выходящим из вертолета. Он идет, пригибаясь от сильных порывов ветра. Его герой, у которого даже имени нет, просто олигарх, — русский, но живет в Израиле, производит военные дроны и, как потом станет ясно, вхож к израильскому премьеру. Одет он весьма своеобразно — в светлый костюм, словно расшитый голубыми нитями. Смотрит поверх голов, ничего не говорит, такой солнцеликий и сдержанный. Потом ему будут вылизывать ботинки. А Йод получит от него предложение написать новый милитари-гимн Израиля. Слова олигарх написал сам.
Чтобы сочинить новое произведение, Йод отправится на границу с Газой, туда, где установлена стена, за которой идет другая жизнь. Говорят, что многие израильтяне ездят туда. А герою фильма надо где-то получить импульс, чтобы разбудить фантазию и выполнить заказ.
На фестиваль Алексей Серебряков не приехал, хотя съемочная группа его посетила и была многочисленной. На «Анору» он тоже не приезжал ни в Канны, ни на «Оскар» и другие американские премии. Где-то сказал, что уже побывал там с фильмом Звягинцева, и этого достаточно.