Российские власти готовы применять радикальные меры в отношении гастарбайтеров, представляющих потенциальную угрозу стране. В перспективе это может привести к появлению новой миграционной модели. Кто же заменит Равшанов и Джамшутов?
«Я предупредил представителей всех диаспор, что, если будем видеть, что люди не хотят жить в мире и согласии, мы будем достаточно резко и быстро принимать решения. Будем избавляться от таких людей», — заявил на совещании глава Башкирии Радий Хабиров.
При этом он отметил, что пока власти республики не вводили ограничений на работу мигрантов, как это сделали многие российские регионы (например, в Нижегородской области им запрещено работать в образовании, медицине, общепите и даже курьерами).
Мигрантов в Башкирии 84 тысячи — всего 2% от общего населения, в большинстве своём исповедующего ислам. А гастарбайтеры, которые к нам едут в основном из стран Центральной Азии, тоже мусульмане. Неужели приезжие «достали» и своих единоверцев?
«Вне зависимости от религии, нормальные люди хотят жить в мире, работать, растить детей. Банды, драки, поножовщина, радикализм и этнические анклавы никому не нужны», — такое логичное объяснение патриотичного блогера можно встретить в Сети.
До того как возглавить Башкирию Радий Хабиров работал в управлении внутренней политики администрации президента. Означает ли это, что его нынешнюю позицию по миграции разделяют многие чиновники высокого уровня? Не исключено.
Постепенно до всё большего числа ответственных лиц стало доходить, что бездумная политика открытых дверей может довести страну до беды. Осознанию этой нехитрой истины очень помогли разного рода ЧП вроде теракта в «Крокус-Сити» (фигурантов сейчас судят).
Тем более трудовая миграция грозит смениться политической экспансией. Когда экс-глава узбекской национально-культурной автономии Москвы Бахром Исмаилов рассуждает о переселении 100 млн своих земляков на «пустующие земли России», многие напрягаются.
Смена общественных настроений в РФ не осталась незамеченной в бывших советских республиках. Если Россия отойдёт от практики завоза рабочих рук из Азии, здесь начнутся экономические и социальные проблемы, беспокоится «Вечерний Бишкек».
Конкурентами себе там считают… работников из Северной Кореи. Они, мол, трудолюбивы, организованы, чтут строгую иерархию, во время работы задачи выполняют чётко, не проявляют стремления к оседлости и обычно трудятся по краткосрочным контрактам.
«Партнёрство с КНДР может стать для России своего рода „техническим решением“ в ситуации дефицита рабочей силы», — пишет киргизское издание, фактически признавая, что нынешняя практика была вызвана причинами политическими. Напомнить, какими?
«Наш союзнический долг, братские отношения открыли двери для мигрантов. Чтобы они могли вот эту взрывоопасную молодёжную среду каким-то образом канализировать к нам», — признавался как на духу депутат Госдумы Владимир Васильев. Это про ваххабитов.
Видимо поэтому идея заменить хотя бы часть трудовых мигрантов из Азии на рабочих из КНДР россиянами воспринята буквально на ура. «Северная Корея, добро пожаловать, воспитанные люди, не будут устанавливать свои порядки и хамить», — пишут они в Сети.
Многие помнят советскую практику оргнабора рабочих рук. Тогда трудиться на завод ЗиЛ в Москве массово привозили вьетнамцев. Селили их компактно, в общежитиях. Особых проблем с ними не было. Максимум, гости скупали и вывозили домой бытовые приборы.
Рабочих из Северной Кореи знали меньше, так как они трудились и жили не в крупных городах, а преимущественно на Дальнем Востоке — на лесозаготовках. Зарабатывали так нужную Северной Корее валюту. Способ, которым Москва помогала Пхеньяну выживать.
Эта практика продолжилась и в новейшее время, пока не заглохла в 2017 году из-за санкций Совбеза ООН, за которые к своему стыду проголосовала и Россия. Рестрикции действуют, отменить их невозможно. А значит завозить рабсилу возможно только втайне от ООН.
Также имеется ограничение по визовым странам, из которых по российскому закону нельзя завозить более 20 тысяч работников в год. Поэтому тех же северокорейцев было у нас около 15 тысяч человек. Этот барьер отменить несложно — внутреннее дело.
Вообще, корейцы давно селились в России и поэтому хорошо знакомы нашему населению. Самый известный русский кореец, пожалуй, Виктор Цой. Внук контразведчика, сотрудника НКВД, музыкант стал культовым на десятилетия и все считают его за своего.
Наиболее известный «внешний» кореец — Ким Ир Сен — тоже не без русскости. В детстве, которое будущий вождь провёл в СССР, его называли Юрой. Позже капитан Красной Армии товарищ Ким станет военным и политическим лидером своего народа, основателем КНДР.
(Нынешнего северокорейского лидера Ким Чен Ына — человека, которого не смог прогнуть сам Трамп в свою первую каденцию, тоже, конечно, уважают. Как и его отца — Ким Чен Ира — создателя ядерного щита КНДР. Но в глазах россиян все они — Ким).
Согласно филологическому открытию писателя Захара Прилепина, псевдонимы, которые дали Великому вождю его соратники — «Восходящее солнце» (Ким Ир Сен) и ранее «Звезда» (Ханбёль) легли в основу текста самой известной песни Цоя «Звезда по имени Солнце».
Как пояснил «СП» автор биографии Ким Ир Сена, учёный секретарь российского комитета обществ по изучению идей чучхе Андрей Дмитриев, не так давно вернувшийся из Северной Кореи, перспективы привлечения трудовых ресурсов оттуда очень неплохие.
Северяне живут в России тем же укладом, что и в КНДР. Там группы соседей раз в неделю проводят общие собрания, обсуждают текущие дела, политическую жизнь, звучит критика и самокритика. Это дисциплинирует корейцев, где бы они там ни находились, отметил он.
По этой причине, считает эксперт, знание русского языка для рабочих совсем необязательно. Чтобы пилить лес, нет нужды нанимать профессоров. Хватит и того, что русским будут владеть старшие трудовых бригад, которые организуют жизнь своих подопечных.
«Корейцы не пойдут на улицу приставать к девушкам, кого-то бить, грабить, как делают у нас некоторые азиаты. К алкоголизму они тоже не склонны, — отметил Дмитриев. — Семьи останутся в КНДР. Женщины оттуда приезжали как самостоятельные трудовые единицы».
А какова их квалификация? «Корейский плиточник укладывает больше российского в два с половиной раза, заменяет двух-двух с половиной российских плиточников — это факт», — рассказывал как-то вице-премьер по строительству Марат Хуснуллин. Верим.
Картина получается близкая к идеальной. Таких мастеров, да ещё и скромных в быту, вполне можно завозить массово. Население КНДР — 26 млн — более половины от общего населения Узбекистана и Таджикистана, откуда в основном едут к нам гастарбайтеры.
Процесс замены уже начался. Маркетплейс WВ в тестовом режиме нанимает иностранцев для работы на складах. Речь пока идёт о сотнях граждан Северной Кореи. Если эксперимент признают удачным, его намерены масштабировать. И ведь есть куда…
Таким образом выяснилось, кто третий самый известный в России кореец — кореянка Татьяна Ким. Владелица WВ недавно вернула себе девичью фамилию после развода с мужем. Она же и самая богатая женщина России с состоянием в миллиарды долларов.
Два Кима и один Цой — под их знаком началась эпическая смена миграционной модели в России с азиатской на северокорейскую.