Home / Economy / Кузбасс на распутье: Европа наш уголь не берет, в Азию вести накладно. Что горнякам остается делать?

Кузбасс на распутье: Европа наш уголь не берет, в Азию вести накладно. Что горнякам остается делать?

Кузбасс на распутье: Европа наш уголь не берет, в Азию вести накладно. Что горнякам остается делать?

Российская угольная отрасль переживает нелегкие времена — как сообщают телеграм-каналы, в настоящее время на складах компаний лежит 49 млн тонн топлива. Таким образом, до потребителя не дошла почти каждая 11-я тонна.

По мнению наблюдателей, такое складирование угля является ответом на кризисную ситуацию: под залежи угольщики берут кредиты, наращивают убытки и снижают инвестиции.

Кроме того, добывающие компании Кузбасс стали отказываться от экспорта угля на восток, еще недавно наиболее востребованному направлению, пишет «Коммерсант», ссылаясь на источник в РЖД.

Собеседник газеты утверждает, что поставки энергетического угля за рубеж стали невыгодными для предприятий по всем направлениям, в качестве причин он назвал падение мировых топливных цен, удорожание логистики, а также продолжающееся укрепление рубля.

Впрочем, компании-экспортеры не торопятся аннулировать свои заявки, возможно, надеясь на предстоящие банкротства зарубежных конкурентов (для многих из них нынешняя ситуация в отрасли может стать фатальной) и возобновление поставок в прежних объемах.

Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что отказ угольщиков от экспорта на восток является временным.

— Конечно, в среднесрочной перспективе такие ограничения вполне могут иметь место, однако постепенно восточное направление снова станет весьма актуальным.

«СП»: Почему сейчас восточный экспорт падает?

— Во многом это связано с продолжающимся снижением добычи угля. Но в будущем восток останется важным для нас, просто объемы поставок могут уменьшиться. Сейчас идут процессы, связанные с неизбежной коррекцией работы всей угольной отрасли России, потому что действительно проблем очень много.

«СП»: Например?

— Во-первых, угольная отрасль переживает определенную трансформацию. Западные страны отказываются от потребления угля, снижают его долю, в то же время восточные государства предлагаемые объемы переварить, видимо, пока не могут, поэтому на рынке этого топлива идет довольно жесткая конкуренция.

Последние годы на нем были довольно высокие цены, поскольку имел место энергетический кризис, в том числе из-за дорогого газа. Был период, когда европейские страны вернулись к активному потреблению угля, поскольку это был самый недорогой источник энергии.

Однако востребованность угля в мире в 2021—2023 годах привела к росту цен на него, это позволило предприятиям отрасли улучшить свое положение и в целом тогда они чувствовали себя очень даже неплохо.

Но сейчас на мировом рынке ситуация изменилась, цены на уголь возвращаются на средний уровень прежних лет, до периода повышенной востребованности. Это скорее нормализация ситуации.

«СП»: Но в чем проблема для наших угольщиков?

— Для нас такое возвращение к нормальной ситуации накладывается на санкционный режим, прежде всего запрет поставок нашего угля на европейский рынок, действующий с 10 августа 2022 года.

Получается, что нам нужно было искать альтернативные каналы сбыта, уходить на азиатские рынки.

Однако для поставок в Азию больше транспортное плечо, выше стоимость доставки, плюс Китай еще фактически ограничивал импорт угля. Все это приводило к тому, что маржинальность угольного бизнеса в России существенно снизилась.

В 2022—2023 гг. проблема больше была в логистике — мы не могли вывезти столько угля, сколько нужно, поэтому существовали определенные квоты на вывоз по восточному полигону, по железной дороге на Дальний Восток, к новым рынкам сбыта.

Все эти издержки покрывались за счет высокой стоимости топлива. А сейчас, наоборот, квоты существуют, вывезти можем, но нет желания у предприятий, потому что цены снизились. И следует понимать, что период низких цен останется очень даже надолго.

Ясно, что больше всего пострадали производители обычного энергетического угля, особенно те, кто находится дальше от рынков сбыта Дальнего Востока. К ним относятся Кузбасс, Тува.

«СП»: У кого ситуация получше?

— У предприятий Якутии, расположенных ближе к Дальнему Востоку. У производителей коксующегося угля, который используется как сырье для металлургии, у них маржинальность выше. Думаю, в среднесрочной перспективе производители такого угля будут зарабатывать больше, чем компаниям, специализирующимся на энергетическом угле. У последних будет, видимо, устойчиво снижаться производство.

«СП»: Незавидное положение, конечно.

— Единственный, наверное, способ смягчить для них ситуацию — предоставить налоговые льготы, эта форма государственной поддержки сейчас активно обсуждается. К тому же такие льготы вряд ли станут для бюджета большим бременем, потому что сверхдоходов угольная отрасль ранее государству не давала.

«СП»: Наращивание объемов угля на складах происходит из-за проблем с экспортом?

— В Азии нет запрета на покупку нашего угля. Просто раньше основным рынком его сбыта была все-таки Европа, для которой мы являлись основным поставщиком. Теперь Европа отпадает, надо идти куда-то еще. Но любые альтернативы дороже по логистике.

«СП: Будет ли в мире происходить уменьшение потребления угля?

— Азиатские страны пока не снижают объемы потребления. Европа действительно постепенно отказывается. И в этом плане, думаю, что ЕС свою позицию не пересмотрит. Однако наращивают использование этого вида топлива Южная Америка, Африка, Азия. Так что, уголь будет еще долго занимать высокое место в мировом энергобалансе.

«СП»: А Соединенные Штаты? Как будет там ситуация после прихода к власти команды Трампа?

— Если там будут расти цены на газ, то и уголь останется весьма востребованным. Стоимость газа там растет, поскольку идет активное строительство предприятий по сжижению голубого топлива. Чем больше их будет появляться, тем дольше станет дорожать газ.

Это продолжиться, пока не будет достигнут экспортный нетбэк, тогда позиции угля будут более конкурентоспособны. Другой вопрос, в каких объемах, все-таки сейчас конкуренция на угольных рынках довольно большая.

Источник

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply