Основатель «Теремка» объяснил непопулярность русской кухни за рубежом
Сюжет Эксклюзивы РБК Основатель сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров в интервью РБК объяснил, почему итальянская кухня, в отличие от русской, стала широко известна в мире, и как продвигать национальные блюда за рубежом на примере шаурмы и кебаба
Михаил Гончаров
Для популяризации русской кухни за рубежом необходимо ее массовое продвижение предпринимателями «по примеру шаурмы и донер-кебаба», а не открытие единичных заведений с национальными блюдами. Такое мнение в интервью РБК высказал основатель сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров.
Мировой триумф итальянской и японской кухни состоялся потому, что их развитием в США в XX веке занимались сотни тысяч итальянцев и японцев — независимо друг от друга, рассуждает предприниматель. «McDonald’s с бургерами вышел в другие страны не тогда, когда у него было 25 точек в Америке, а когда он стал мощнейшей корпорацией», — указывает Гончаров.
Для массового продвижения русской кухни за рубежом нужно, чтобы открывался не один «Теремок», а 40 маленьких предпринимателей открывали русские блинные, считает Гончаров: «И у всех должны быть блины с разными начинками — так же, как шаурма и донер-кебаб завоевали Европу и Россию. Вот тогда это будет явлением, тогда в это люди поверят. А когда приехал Миша Гончаров и открыл один «Теремок» — это не явление, а причуда странного человека».
Сама сеть «Теремок» уже пробовала выходить за рубеж. В 2016 году Гончаров открыл два ресторана на Манхэттене в Нью-Йорке. Подготовка к открытию шла несколько лет. В меню также были блины с начинками, супы, сырники, гречка, квас, морс, тархун. По словам Гончарова, сеть «два года работала на пятерку по местной классификации». Но в 2018 году «Теремок» столкнулся с враждебностью американских чиновников в лице санитарного врача Нью-Йорка и закрыл свои точки в городе. Гончаров тогда объяснял, что во время проверки санитарный врач задавал «удивительные вопросы»: связана ли компания с президентом России Владимиром Путиным, отмывают ли они деньги и не проводят ли тайные встречи.
С тех пор «Теремок» сосредоточен на развитии в России и выходить за рубеж не планирует. «Зачем выходить в город или в страну, где вообще никто не знает, что такое борщ и блины?» — задается вопросом Гончаров. Сейчас сеть ищет партнеров в регионах, которые смогут открыть 10–15 ресторанов в Екатеринбурге, Самаре или Новосибирске.
Чем известен «Теремок»
Михаил Гончаров основал сеть ресторанов русской кухни «Теремок» в 1998 году. Главные блюда в меню блины с начинками — такой формат предприниматель выбрал после поездки во Францию, где увидел, как работают блинные.
В Москве первые точки «Теремка» работали в тонарах (мобильный прицеп или вагончик, полностью оборудованный для приготовления и продажи фастфуда. — РБК) и в уличных киосках. Затем «Теремок» перешел к открытию стационарных заведений: первая блинная на фуд-корте появилась в 2003 году. В 2018 году компания начала развивать новый формат заведений — с более дорогим интерьером и фарфоровой посудой. В их меню появились не только блины, но и супы, салаты, вторые блюда. Сейчас сеть ресторанов насчитывает 350 точек в Москве, Петербурге и Краснодарском крае. Выручка сети «Теремок», по собственным данным компании, в 2024 году составила 21,3 млрд руб. — по сравнению с предыдущим годом она выросла на 28% (в 2023 году показатель составлял 16,6 млрд руб.).
Читайте РБК в Telegram.