Для терминала в Новороссийске за ₽120 млрд запросили господдержку
Сюжет Эксклюзивы РБК Для строительства терминала в Новороссийске стоимостью ₽120,7 млрд планируется привлечь средства от ВЭБ.РФ. Инфраструктурные проекты могут быть реализованы без господдержки только при снижении ставки до 12%, отмечают эксперты
Проекту морского терминала в Новороссийске по перевалке генеральных и навалочных грузов потребуется господдержка, рассказали источники РБК, знакомые с его деталями.
Общий бюджет проекта составляет 120,7 млрд руб., из которых 20% — собственные средства инвесторов (17,5 млрд руб. — уже вложены), остальное должно быть покрыто заемными средствами. К финансированию строительства будет привлечен ВЭБ.РФ, который, по словам собеседников, может выделить средства через Фабрику проектного финансирования уже в 2026 году. Сегодня институт развития структурирует будущую сделку со Сбербанком и Газпромбанком. Власти также рассматривают возможность создания особой экономической зоны в Новороссийске, добавили источники РБК.
Финальная схема финансирования должна пройти одобрение в ВЭБ.РФ, а также в правительстве.
Что известно про проект
Проект реализует ООО «Универсальный перегрузочный комплекс Новороссийский судоремонтный завод» (УПК НСРЗ): 75% у «дочки» НМТП (контролируется «Транснефтью»), остальное — у структур «Металлоинвеста». Часть объектов терминала создается по концессии, подписанной между УПК НСРЗ (концессионер) и Росморречфлотом (концедент). Концессия подписана в марте 2024 года на 49 лет.
До начала специальной военной операции «Металлоинвест» отправлял продукцию на экспорт через порты Южный и Ильичевск, находящиеся в юго-западной части Украины. Источник РБК на логистическом рынке отмечает, что Южный предоставлял компании льготные тарифы, что сдерживало ее переход в другие порты. В разные годы «Металлоинвест» планировал строить терминал в Усть-Луге и Тамани, но от обоих проектов отказался.
Начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов напоминает, что до 2022-го стратегия «Металлоинвеста» во многом была ориентирована на европейские рынки, теперь компании надо активно выходить на рынки стран глобального Юга. «Наличие порта на Черном море дает логистическое преимущество для экспорта горячебрикетированного железа (ГБЖ) и окатышей на рынки Ближнего Востока и Индии, где можно ожидать рост спроса в среднесрочной перспективе.
В 2022 году компания анонсировала предварительные параметры проекта — ежегодная перевалка 12 млн т металлопродукции, а стоимость на уровне более 55 млрд руб. Текущие утвержденные параметры — перевалка широкой номенклатуры генеральных и навалочных грузов мощностью уже 20 млн т.
В ВЭБ.РФ, Сбербанке и Газпромбанке отказались от комментариев. В «Транснефти» не ответили на запрос РБК на момент публикации.
Как финансировать инфраструктуру
Владислав Онищенко, гендиректор Агентства трансформации и развития экономики (АТРЭ), считает, что в действующих макроэкономических реалиях старт новых масштабных проектов, направленных на развитие инфраструктуры, возможен только при эффективно подобранной государственной поддержке.
«В текущих условиях высоких процентных ставок классическое банковское кредитование остается недоступным для большинства инвесторов и не позволяет запустить критически важные для экономики инфраструктурные проекты. Особенностью реализации крупных инфраструктурных проектов выступает длительный срок окупаемости, что связано с потребностью в значительных финансовых ресурсах на инвестиционной стадии. При текущих уровнях процентной ставки ни один подобный проект не может быть окупаем без господдержки: коммерческие банки просто не смогут выдать кредит на рыночных условиях, основываясь на расчетах коммерческой эффективности», — говорит Онищенко. Он добавил, что ограничения будут сохраняться, пока ключевая ставка не опустится до 12–15%.
По словам эксперта, особенность механизма Фабрики проектного финансирования в том, что заемщик получает синдицированный кредит с участием коммерческих банков и ВЭБ.РФ по субсидируемой ставке. Одновременно с этим проект может получить дополнительные меры господдержки, способствующие увеличению объемов кредитования, в частности государственные гарантии. Отбор проектов проводится на конкурсной основе с экспертной оценкой ВЭБ.РФ. Базовые критерии отбора — стоимость проекта более 3 млрд руб., срок окупаемости до 30 лет, срок финансирования до 20 лет, доля собственных средств инициатора проекта должна быть не менее 20%.
Александра Веролайнен, управляющий директор по рейтингам структурированного финансирования «Эксперт РА», считает, что текущие рыночные ставки фактически заградительные для проектного финансирования. «В таких жестких денежно-кредитных условиях инфраструктурное финансирование реалистично к реализации только в рамках программ государственной поддержки», — соглашается она.
Что дает особая экономическая зона
Власти Краснодарского края и Новороссийска еще в 2020 году заявляли о планах создать в Новороссийске особую экономическую зону (ОЭЗ). Параметры ОЭЗ и сроки ее создания не раскрывались. В «Металлоинвесте» сказали РБК, что в условиях высокой ключевой ставки Центробанка НСРЗ совместно с правительством Краснодарского края и Минэкономразвития прорабатывает возможность получения мер господдержки, в том числе от создания ОЭЗ.
В Минэкономразвития сказали, что на данный момент не получили заявку администрации Краснодарского края на создание ОЭЗ. «Поддержка проекта в рамках механизма ОЭЗ может рассматриваться как механизм сокращения сроков окупаемости проекта и высвобождения дополнительных средств, которые бизнес сможет реинвестировать для ускорения запуска портовых мощностей с опережением плановых сроков. Что касается конкретных экономических эффектов от поддержки в рамках ОЭЗ — оценка станет возможной только после получения заявки региона с приложением финансовых моделей и документации», — отметил представитель министерства.
Он добавил, что каждый проект создания ОЭЗ индивидуальный по своему содержанию, поэтому сроки создания разных ОЭЗ могут существенно различаться на практике.
На сайте Минэкономразвития говорится, что на территории портовых ОЭЗ всегда применяется процедура свободной таможенной зоны, которая позволяет размещать и использовать товары на территории зоны без уплаты таможенных платежей. Инвестор должен вложить в строительство объектов не менее 400 млн руб. Резиденты освобождаются от выплаты налога на добавленную стоимость. В России действуют две портовые ОЭЗ — «Оля» и «Ульяновск».
В администрации Краснодарского края не ответили на запрос РБК.
Зачем «Металлоинвесту» свой терминал
По итогам 2024-го «Металлоинвест» сократил объем производства железной руды год к году на 2,7%, до 35,9 млн т. Годовая динамика в основном связана с проведением ремонтов и обслуживанием оборудования, объясняла компания. Объем поставок железорудной продукции внешним потребителям снизился на 4,9% и составил 26,9 млн т.
Из годового отчета следует, что предприятия группы поставляют продукцию в первую очередь на внутренний рынок, а также на рынки дружественных стран: государств СНГ, Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Поставки железорудного сырья в Европу прекратились в результате санкций, введенных в 2022 году.
Управляющий партнер IPM Consulting Вадим Тедеев говорит, что сегодня «Металлоинвест» ведет отгрузку продукции через различные российские порты, принимающие навалочные грузы, в том числе через мощности НМТП и Тамани в Азово-Черноморском бассейне. «Использование существующих портовых мощностей различных операторов ведет к зависимости от их тарифной политики, загруженности и планов развития», — отмечает аналитик.
Тедеев полагает, что для «Металлоинвеста» новый проект в Новороссийске имеет стратегическую важность: «Компания — один из ведущих мировых производителей железорудной продукции (окатышей и концентрата) и продуктов прямого восстановления железа (ГБЖ и прямовосстановленного железа). Сегодня она ориентирована на экспорт, преимущественно в страны Ближнего Востока, Северной Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Для крупнотоннажных грузов надежная и эффективная логистика — ключевой фактор конкурентоспособности. Собственная портовая инфраструктура позволит «Металлоинвесту» оптимизировать процесс перевалки, сокращать время простоя судов, снижать операционные расходы на перевозки и гарантировать необходимые объемы пропускной способности, что в конечном итоге значительно повышает гибкость и устойчивость экспортных поставок в условиях меняющейся геополитической и рыночной конъюнктуры».
Управляющий партнер Neft Research Сергей Фролов говорит, что по итогам 2024 года «Металлоинвест» направил на экспорт через порты около 6 млн т продукции. Собеседник РБК указывает на наличие небольшой тенденции к росту экспортных поставок компании по мере улучшения ценовой конъюнктуры на мировых товарных рынках, а также планируемой модернизации Михайловского и Лебединского ГОКов холдинга.
Эксперт говорит, что по итогам четырех месяцев 2025 года «Металлоинвест» отправил на экспорт 2,2 млн т продукции через порты Новороссийска, Усть-Луги и Мурманска.
Фролов добавил, что реализовать потенциал проекта удастся только при условии железнодорожных подходов к порту Новороссийска. «При этом РЖД планирует сократить инвестиции в подходы к портам Азово-Черноморского бассейна с 211 млрд до 151,2 млрд руб. в завершение текущих мероприятий и с 511,6 млрд до 13,3 млрд руб. в доведение до целевых показателей», — подчеркнул он.
Источник РБК на логистическом рынке отмечает, что несколько лет назад аналогичный терминал можно было построить за 20–30 млрд руб., «большой насыщенный терминал мог стоить до 50 млрд руб.». Он полагает, что на стоимость проекта повлияла доля заемного финансирования: «Строить такие объекты нужно быстро, если строить его долго, что мы и наблюдаем в данном случае, финансирование будет стоить очень дорого».
Читайте РБК в Telegram.