Home / Business / Как в лихие 90-е: Швейные фабрики закрываются, людей выбрасывают на улицу, оборудование продают

Как в лихие 90-е: Швейные фабрики закрываются, людей выбрасывают на улицу, оборудование продают

Как в лихие 90-е: Швейные фабрики закрываются, людей выбрасывают на улицу, оборудование продают

Уже несколько лет в России говорят о нерешаемой проблеме кадрового голода. Тем удивительнее было услышать от знакомого бизнесмена, что на рынке труда появилось много швей, которых еще год-два назад остро не хватало. Что же произошло?

На самом деле все объяснимо. Российская легкая промышленность пала под напором Китая. А государство отрасль не поддержало, хотя вполне могло. Видимо, кто-то на самом верху посчитал, что помогать, например, транжире-«АвтоВАЗу» смысл имеет, а легпром — нет.

Недавно «Свободная Пресса» рассказывала о кризисной ситуации для предприятия «Юничел», одного из крупнейших обувных предприятий страны.

Эксперты рынка говорят, что Алексей Денисенко (сын Владимира Денисенко, построившего бизнес-империю «Юничел»), который сейчас является директором по развитию ЗАО «Обувная фирма «Юничел», по-своему прав, делая выбор в пользу закрытия нерентабельных предприятий холдинга и переходя к новому виду заработка, через сдачу имеющихся площадей в аренду. В условиях сегодняшней жесточайшей конкуренции с китайскими поставщиками, которые ведут торговлю через маркетплейсы и находятся в заведомо более выигрышной ситуации, надо выбирать оптимальное решение, которое пойдет на пользу семейному бизнесу.

Но такое решение влечет за собой неминуемое сокращение специалистов. Что в обувной отрасли уже и происходит.

Помимо кризиса в отечественной обувной отрасли проблемы возникли и у швейников. Генеральный директор сети гипермаркетов «Маркер-игрушка» Олег Витковский в беседе с корреспондентом «Свободной Прессы» точно назвал момент, когда вдруг швеи в России превратились из дефицитных специалистов в избыточных — ноябрь 2024 года.

«СП»: Как же так могло получиться? Да еще на фоне СВО, когда швейных предприятий потребовалось в разы больше, чем было?

— Да, на швейников посыпались с 2022 года заказы в связи с СВО. Много заказов. Соответственно потребовались специалисты, которых стало резко не хватать. Из-за чего в этой отрасли у работников резко выросли зарплаты — практически вдвое. Работодатели переманивали специалистов деньгами.

Однако и в этой отрасли (как и в целом в экономике страны) вскоре сказался тренд на укрупнение бизнесов. Для государства удобнее иметь дело именно с крупными предприятиями. Их легче контролировать в плане налогов, с них проще спросить за исполнение важных заказов для тех же нужд СВО — в требуемый срок и нужного качества. Мелкие фабрики могут ведь и сорвать заказ. Так что началось заметное перетекание малого и среднего бизнеса в бизнес крупный. Но для крупного бизнеса при этом и заказы государством гарантированы.

«СП»: А мелкие швейные предприятия стали закрываться?

— Мелкие и некоторые средние. Понятно, что не все, но да, стали закрываться, потеряв заказы, которые перетянули на себя более крупные предприятия и маркетплейсы. И конечно, на фоне высоких ставок по банковским кредитам, которые сильно выросли именно в 2024 году. Для малого бизнеса такие ставки особенно чувствительны.

У меня много разных бизнесов. В том числе одно из предприятий занимается производством фирменной продукции (талисманов) для ряда спортивных клубов, начиная с челябинского хоккейного клуба «Трактор» — меховые игрушки, мячики, панамки.

До осени 2024 года мы не могли найти швей в это предприятие. Буквально ни одной. И вдруг посыпались предложения от соискательниц. Даже больше, чем нам было нужно. Причем, готовы работать чуть ли не за любые деньги. Каждый день поступали новые заявления. И вскоре мы остановили прием новых специалистов. Набрали достаточно.

Более того, из-за сезонного характера этого бизнеса в мае отправили наших швей в вынужденные отпуска. Они снова будут нужны, но через 2−3 месяца, в ожидании нового спортивного и делового сезона.

Так что с кадрами сейчас стало намного проще. На рынке труда сейчас налицо переизбыток специалистов швейной отрасли. Как и швейного оборудования, которое закрывающиеся мелкие фабрики вынуждены продавать.

«СП»: Вы мягкие игрушки не только производите под заказ, но и продаете в своей сети. В торговле, наверное, дела лучше идут?

— Совсем нет. Из-за колоссального демографического спада в России сильно упали объемы продаж игрушек. Вдобавок современные дети играют в игрушки только до трехлетнего возраста. А те, кто старше, уже все с сотовыми телефонами. У них уже другие игры. Такие вот современные тенденции.

«СП»: Сколько всего спортклубов, для которых делаете фирменные мерчи?

— Несколько десятков. Из разных регионов страны. Но думаю, скоро их станет меньше.

«СП»: Почему?

— Кризис в экономике. Некоторые спортклубы будут закрываться. Для их существования нужна финансовая основа. А в условиях таких высоких ставок по кредитам бизнесу, который поддерживал спортклубы, всем становится тяжелее. Одно дело, когда высокие ставки по кредитам держатся несколько месяцев, остужая инфляцию, а потом начинают снижаться. И другое — когда неподъемные ставки сохраняются длительное время. Становится трудно прогнозировать развитие бизнеса. Остается брать за границей необходимый товар (например, в Китае) под невысокий процент. Хорошо, что китайцы подходят к делу с пониманием и не жадничают в работе с российскими партнерами.

«СП»: Может быть, слишком сгущаете краски? Когда смотришь на ассортимент товаров в магазинах, нет ощущения кризиса.

— Я недавно смотрел экономические итоги по стране за первые три месяца 2025 года. Сильное падение по многим отраслям. До 70% в строительном бизнесе в отдельных регионах. В Башкирии, например, ситуация очень плохая. Очень сильное падение… Неудивительно, что все более-менее доступные по ценам для покупателей жилищные строительные проекты остановились до лучших времен. Продолжаются только стройки дорогого жилья. У богатых пока еще есть деньги на покупку квартир. А у всех остальных с деньгами тяжело.

Источник

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply