В Китае полюбили гречку, закупки которой из России выросли за год почти втрое. Об этом говорят данные таможни КНР. Согласно этому же источнику, Поднебесная переходит на мороженое из России. На этом рынке мы тесним французов.
Поставщики из России в марте продали в КНР гречки на сумму $13,3 млн, а в весовом выражении — в 2,9 раза больше, чем в феврале, и в 2,8 раза больше, чем в марте 2024-го.
Любопытно, что это происходит на фоне отказа Китая от массовых закупок зерна за рубежом в пользу собственного производителя. Поднебесная сократила импорт злаков почти в 4 раза (март к марту) — с $1,8 млрд — до $463,9 млн. Но, к нашей радости, гречка в Китае не растёт, а китайцам понравилась.
Почти в два раза увеличились и поставки в КНР нашего мороженого. Россия в марте продала Поднебесной этого лакомства на $951 тыс. и увеличила свою долю (март к марту) на тамошнем рынке с 3,8% до 6,3%. Пока мы занимаем пятое место в списке главных экспортеров мороженого в Китай, а первыми остаются французы, но их доля тает, а наша растёт.
Добавим к этому, что Россия уже не первый год удерживает пальму первенства по поставкам шоколада в КНР, а наша «Алёнка» занимает лучшие витрины в большинстве китайских магазинов.
Как сообщает федеральный центр «Агроэкспорт» Минсельхоза России, за 9 месяцев 2024 г. Россия экспортировала в Поднебесную 11,2 тыс. тонн российских шоколадных изделий на $31,8 млн.
Что ещё из продукции сельского хозяйства и товаров высокого передела мы можем предложить Китаю и каких конкурентов российский бизнес может потеснить с рынков Поднебесной? Об этом «Свободной Прессе» рассказал председатель Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич.
— Китай остался главным импортером российской агропродукции в 2024 году, тогда как еще в 2022-м он таковым не являлся.
По итогам прошлого года в КНР поставлено более 8,3 млн тонн продуктов питания на сумму около $7,4 млрд. Мы наблюдаем некоторое снижение по отношению к 2023 году, когда Поднебесная импортировала из РФ около 8,8 млн тонн агропродукции на $7,6 млрд.
«СП»: Виталий Викентьевич, это связано не в последнюю очередь с тем, что Пекин планирует полностью отказаться от закупок пшеницы, заменив её на свою. А покупку каких агрокультур у России Китай только наращивает?
— В российском экспорте агропродукции в Китай по объему на первом месте рапсовое масло (13%), на втором ячмень (10%), далее — подсолнечное масло и горох (по 8%), соевые бобы (7%).
Из продуктов питания, помимо мороженого и гречки, резко растёт наш экспорт крабов. Китай стал лидером среди стран-импортеров российского краба, закупив около 8,5 тысячи тонн деликатеса на сумму порядка $265 млн.
Выросли и поставки свинины в марте, до $5,4 млн. Это в 1,6 раза больше февральского экспорта, и максимальные цифры с ноября, когда отгрузки составили $7,4 млн.
Увеличивается экспорт на китайский рынок мяса крупного рогатого скота, субпродуктов из него. Чуть снизились поставки мяса птицы, но в пределах статистической погрешности, на 1,7%. При этом сумма закупок составила внушительные $35,4 млн.
И совершенно верно: увеличился экспорт гарнира к мясу, в первую очередь — гречки.
«СП»: Импорт тех зерновых, из которых гарнир не делают, будет падать?
— Ожидать падения импорта зерновых стоит, но нас это коснётся не в первую очередь. Китай в марте резко сократил закупки зерна из целого ряда стран, которые были его ключевыми поставщиками, при этом наиболее сильный удар пришелся на Украину и страны Евросоюза.
Сильнее всего Китай сократил в марте закупки украинского зерна — сразу в 2400 раз в годовом выражении, до $60 тысяч долларов с $141,3 миллиона годом ранее.
Импорт из Германии рухнул в 779 раз, до смешных $44 тысяч, из Франции — в 204 раза, до $1 млн.
Вместе с тем, Россия даже при таком падении спроса импортировать зерно Китай точно не перестанет, а удобная логистика и крупные контракты сделают свое дело.
В целом же по итогам 2024 года объем российского продовольственного экспорта составил около $40,7 млрд.
«СП»: У российских экспортеров продукции питания и товаров высокого передела возникают проблемы из-за недостаточной пропускной способности Восточного полигона?
— Российский экспорт в Китай очень зависим от сырьевой энергетической составляющей. Поставки энергоресурсов, конечно, — хорошо, только продукция эта — с не самой большой добавленной стоимостью, да и к малому и среднему бизнесу никакого отношения не имеет. Тем приятнее наблюдать, что работа транспорта способствует росту поставок агропродукции в Китай.
«СП»: Мешают ли нашему экспорту в КНР вторичные санкции Запада к финансовым учреждениям Поднебесной?
— Здесь ситуация неоднозначная. Тонкость в том, что многое зависит от категории товаров. Например, по продуктам питания, экспортируемым в КНР, проблем особых нет. В то же время по более «чувствительным» товарам китайские банки гораздо осторожнее.
«СП»: Может ли наша страна, в целом, и российский бизнес, в частности, извлечь выгоду из торговой войны между Китаем и США?
— Безусловно, возможности есть. Мы фиксируем рост активности китайских предпринимателей на российских выставках, в том числе по «чувствительным» товарам. Один из недавних примеров — завершившаяся 17 апреля выставка «ЭкспоЭлектроника», в которой приняли участие более 400 китайских компаний, а отдельные провинции (например, Чжэцзян), организовывали целые павильоны.
Могу со всей ответственностью подтвердить, что китайские бизнесмены говорят: на фоне текущих изменений в международной торговле действительно существуют возможности для роста поставок в РФ электроники — то есть товара, который постоянно на слуху и подвержен санкционному давлению.
Хорошо развитые цепочки электронной промышленности Китая способны быстро подстроиться под потребности российского рынка. Правда, еще многое нужно сделать с точки зрения завязывания контактов между предпринимателями, создать разумный механизм ценообразования и долгосрочную модель сотрудничества. Но все предпосылки для этого есть.
Также отмечу, что перед началом масштабных поставок китайские партнеры хотели бы провести маркетинговые исследования, создать сервисные центры, и потом уже совместно с российскими партнерами разрабатывать линейки продукции, отвечающие рыночному спросу.
Еще раз подчеркну — в условиях торговой войны с США Китай готов поставлять в РФ широчайший ассортимент товаров: от базовых компонентов до полных комплектов оборудования, и это касается не только электроники.