«Газпром бытовые системы», дочерняя структура «Газпрома», планирует перезапустить в Санкт-Петербурге заводы немецкой корпорации Bosch, которая ушла из российского рынка, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на финансовый отчет «БСХ Бытовые приборы».
По данным издания, «дочка» газовой корпорации планирует наладить производство холодильников и стиральных машин уже в этом году, но при этом «БСХ бытовые приборы» юридически до сих пор на 100% принадлежит Bosch.
Учредитель бренда бытовой техники Jacky’s и совладелец бренда Shaub Lorenz Гусейн Иманов в разговоре с «Коммерсантом» предупредил, что при возобновлении производства техники под своим брендом «Газпром» проиграет конкуренцию южнокорейским LG, Samsung, китайскому Haier и Hisense, так как рынок уже сформирован, а техника Bosch все еще поставляется через параллельный импорт.
Сама по себе расконсервация производства холодильников и стиральных машин, по подсчетам эксперта, может стоить $20−50 млн из-за вложений в новые пресс-формы и оборудование.
Директор департамента бытовой электроники OCS Владислав Бородин в этой дискуссии выразил противоположное мнение, подчеркнув, что новое производство стиральных машин и холодильников способно занять «неплохую долю» российского рынка.
Экономист, директор Института нового общества Василий Колташов в разговоре с «СП» выразил уверенность, что у компании «Газпром бытовые системы» получится стать крупным производителем стиральных машин и холодильников.
— У них есть все возможное для успеха — внутренний рынок, капитал и государственная поддержка. Вряд ли будут какие-то проблемы.
Государство может помочь компании «Газпром бытовые системы», организовав сбыт продукции. К примеру, холодильники будут закуплены всеми бюджетными учреждениями. Вполне возможно ввести требование покупать подобную бытовую технику только российского производства во время реализации всех госзакупок. К тому же рынок расчищен от иностранных конкурентов.
«СП»: К чему будет стремиться «Газпром», учитывая планы его «дочки»?
— Грядут большие изменения. Для «Газпрома» это будет означать расширение фронта собственной деятельности.
К примеру, российские строительные компании в процессе укрупнения покупали заводы по производству бетонных блоков, и начинали строить, используя собственное производство. Таким образом они получали дополнительную прибыль и расширяли свое присутствие на рынке, а где-то могли и экономить.
«Газпром» тоже расширит свое присутствие на рынке, и, обладая собственными энергоресурсами, сможет субсидировать не только производство холодильников и стиральных машин, но и практически всей линейки бытовой техники.
«СП»: Почему этого не происходило раньше?
— Еще в 1990-е годы западные компании смогли выторговать себе привилегированное положение на российском рынке и в итоге занять его. А у нас тогда в рамках неолиберализма уничтожались советские предприятия, в том числе и авиапромышленность.
Тогда сторонники этого подхода критиковали советские стиральные машины, холодильники и телевизоры, которые, по их мнению, должны были покинуть рынок. Немногие предприятия, в том числе «АвтоВАЗ» и КАМАЗ, выжили, но им было крайне тяжело работать в неблагоприятных условиях.
В то же время Siemens получал выгодные контракты, а Bosch забирал себе российский рынок. Но западные компании в итоге заявили, что бизнес для них на втором месте, а на первом — политика, и ушли из России.
«СП»: Каким может быть качество продукции на заводе Bosch?
— Первая задача заключается в грамотном копировании. Вторая стадия — это совершенствование копирования, а третья — появление совершенно нового продукта. Вот Китай уже на третьей стадии, а мы только начинаем, но все должно получится. Теоретически у первых партий бытовой электроники могут появиться недостатки, хотя скорее всего даже такого не будет.
«СП»: Можно ли считать преимуществом тот факт, что завод находится в Санкт-Петербурге?
— Промышленные предприятия в Ленинградской области и Санкт-Петербурге последние 20 лет развивались достаточно хорошо, как и производства в Московской области. В этих регионах находится много квалифицированных работников и платежеспособных потребителей. Также на успехе сказывалась их близость к европейско-российской торговле.
«СП»: Глава пресс-службы дочерней структуры Bosch — BSH Hausgeräte — Ева Бауэршмидт заявила РИА «Новости», что компания не планирует возвращаться в Россию. Но такой сценарий аналитики все равно продолжают обсуждать. Что произойдет, если Bosch все же вернется в Россию?
— Если такое предположить, то к этой компании могут возникнуть претензии. Bosch уходила с целью нанесения максимального урона российской экономике.
Чтобы без проблем вернуться в Россию, компания должна оказаться в специальном списке, который утверждает президент. При этом «Газпром» вряд ли окажется простым наблюдателем во время возвращения и вполне может предложить Bosch перенести сюда вообще все производство.
Российская экономика заинтересована в том, чтобы западные, в первую очередь немецкие, предприятия полностью перебазировали бы в Россию производственные мощности и технологии. Чтобы они из тонущей европейской экономики перемещались на наш рынок, а не в США или Индию.
Западные бренды также могут перевозить персонал, который сможет купить в России недвижимость для проживания. Это достаточно актуально в условиях дефицита квалифицированных кадров. В целом сейчас России нужна полная локализация производства западных брендов, потому что промышленные западные компании в критических условиях устроили против нас политическую акцию.
«СП»: Должен ли быть приоритет для западных брендов, которые остались в России?
— Так тоже может быть. Но мы не знаем, какими будут переговоры и какие сложные схемы могут появиться в будущем. Вдруг, например, Bosch из-за экономических проблем в Германии выразит готовность в полном переселении в России на любых условиях, в том числе и в реализации совместного производства с российскими компаниями. Поэтому вопрос приоритета будет непростым. Скорее всего, развиваться прежде всего будут все же отечественные фирмы.